Прочитайте условия пользования сайтом. В случае закрытия окна Вы автоматически это подтверждаете и соглашаетесь с ними.

Согласен

На нашем форуме, Вы можете обсуждать все вопросы, исключая тех, которые оскорбляют других участников и идут в разрез с законодательством Австрии. 

× Добро пожаловать в Австрию!

Пре- и перинатальная психология

Больше
10 года 4 мес. назад - 10 года 4 мес. назад #76 от Abbato
Пренатальная и перинатальная психология - наука о самой ранней психической жизни плода или только что родившегося ребенка.
Инициатором создания пре- и перинатальной психологии является психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (Dr. phil. Gustav Hans Graber), который в 1971 году организовал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошёл первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM
Современные исследования в области пренатальной психологии и пренатального развития указывают на удивительные способности ребенка, находящегося в матке в период беременности и дают научное подтверждение необходимости общения и воспитания для успешного развития ребенка в будущем.
По данным наблюдений и опытов за беременными женщинами и их еще не родившимися детьми, были установлены удивительные факты о том, что сенсорные способности детей возникают уже в период внутриутробного развития — к трем месяцам беременности появляется вкусовая и тактильная чувствительность, далее развивается слух и зрение.
Также было установлено, что во время беременности начинает формироваться и эмоциональная сторона личности ребенка — были зафиксированы чуткие реакции малыша на эмоциональное состояние мамы и ее эмоционально окрашенную речь. Также было отражено запоминание и различение ребенком голоса папы, и после рождения малыш уже знал и отличал голоса своих родителей, так как воспринял их еще в утробе. Многие ученые делают вывод о том, что именно мужские голоса, отличаясь более низкой вибрацией, воспринимаются ребенком четче.

Более поздние исследования в области перинатального развития установили, что малыш слышит мамин голос и отличает его от всех других голосов уже в утробе, а после рождения голосовые особенности его крика тесно связаны с речевыми особенностям того языка, на котором разговаривала мать.

Интересные исследования были проведены в области музыкального развития ребенка в пренатальной психологии. Было обнаружено, что дети хорошо запоминают музыкальные произведения и после рождения демонстрируют это запоминание музыки. Например, если мама в период беременности засыпала под определенную музыку, то после рождения ребенок может также успокаиваться и засыпать под эту же самую музыку.

Таким образом, становится понятно, что общаться с ребенком до его рождения просто необходимо.

Во-первых, общение до рождения стимулирует пренатальную психологию развития эмоциональной, личностной и интеллектуальной стороны личности ребенка. Таким образом, родители могут заниматься развитием личности своего ребенка еще до рождения, создавая условия для его успешного существования в мире больших потоков информации.

Во-вторых, общение является одним из факторов формирования доминанты беременности, которая в свою очередь влияет на успешность родоразрешения. Под доминантой беременности следует понимать формирование у женщины чувства принятия своей беременности, понимания и принятия изменений, которые с ней связаны, а также формирование на основе всего этого чувства материнства или материнского инстинкта. Важность этой доминанты в родах определяется тем, что осознанная беременность дает возможность женщине активно участвовать в собственных рода, расслабляться, отключив рациональный контроль и запустив заложенную природой родовую программу.

Если в течение всей беременности вплоть до родов женщина училась понимать своего ребенка, выстраивать с ним контакт, активно развивала свое чувство материнства, то поддержание контакта с ребенком в процессе родов будет для нее естественной и необходимой потребностью. В этом случае она не станет замыкаться на себе и собственных болезненных ощущениях, будет активно помогать себе и малышу, и на свет появится здоровый и гармоничный человечек, для которого чувство любви и доверия будет естественным.

Также сформированная доминанта беременности — это основа осознанного материнства и родительства, предполагающего адекватное принятие женщиной своей новой роли и правильное воспитание. А это означает гармоничное развитие ребенка уже после его рождения и особенно в первый, важнейший год его жизни, когда в подсознании закладываются многие важнейшие схемы существования — понятия любви, принятия, безопасности, доверия к миру, уверенности в себе, чувства удовлетворенности собой как базовые параметры гармоничного развития личности будущего человека.

Важно отметить, что сформированная доминанта беременности существенно влияет и на процесс лактации после родов. Принятие женщиной своего материнства дает основу для развития успешного грудного вскармливания, которое также имеет огромное значение не только для гармоничного физического, но и психо-эмоционального развития ребенка, обеспечивая продолжение близко и глубокого любовного контакта между ним и родителями


Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.

Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:
1 / наличие психической жизни плода (еще неродившегося ребенка в утробе матери);
2/ наличие долговременной памяти у плода и новорожденного (ребенка в течение 4 недель после рождения).

Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека.
Особенно сильно перинатальные события влияют на:
поведение человека в критических ситуациях: стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.
тягу человека к экстремальным видам спорта, службе в армии и отношению к войне, отношение к сексу, азартным играм и вообще ко всему “острому”.

Господствующие в перинатальной психологии взгляды можно разбить на четыре большие группы, отличающиеся друг от друга теоретическими подходами:

эклектически-дилетантский подход;
медико-редукционистский подход;
психолого-редукционистский подход;
интегративный биопсихосоциальный подход.
Эклектически-дилетантский подход к обоснованию теории перинатальной психологии в основном встречается в работах лиц, не имеющих к психологии никакого отношения. Они пытаются компенсировать недостаток медицинских и психологических знаний набором случайных, не связанных друг с другом идей, сведений, резонёрскими рассуждениями. Для этого подхода типично ограниченное представление о перинатальной психологии, согласно которому её задачи заключаются в том, чтобы привести беременных пациенток в состояние хронической эйфории. Эффективность своей работы дилетанты оценивают исключительно по субъективным критериям: собственным впечатлениям и отзывах беременных. Причём отзыв написать они предлагают тогда, когда уверены, что он положительный. Это вызывает негативное отношение врачей и дискредитирует в их глазах перинатальную психологию, осложняет сотрудничество психологов и медиков в данной области.

Медико-редукционистский подход связан с тем, что в настоящее время понимание психологии у многих врачей-акушеров остается весьма поверхностным, утилитарным. Редукционизм подхода медицинских работников к перинатальной психологии проявляется в том, что все возникающие с репродуктивным здоровьем проблемы они объясняют исключительно биологическими причинами и понимают психологию как набор тестов и техник. При таком отношении врачи не склонны объяснять пациенткам свои действия, обсуждать их, предлагать варианты. В качестве теоретической основы они используют в основном биологические и медицинские знания.

Психолого-редукционистский подход отличается от эклектически-дилетантского подхода наличием стройной теоретической базы, что характерно и для медико-редукционистского подхода. Но в противоположность последнему, при психолого-редукционистском подходе считается, что течение репродуктивного процесса определяется преимущественно психологическим состоянием партнеров, и поэтому при возникновении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским уделяется мало (или вообще никакого) внимания.

Биопсихосоциальный подход к перинатальной психологии представляет собой соединение биологических, психологических и социальных построений в единую теоретическую модель, нацеленную на наиболее полное понимание закономерностей и взаимосвязей процессов, связанных с репродукцией. Для того, чтобы эта модель стала проводником научно обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов, необходимо подобрать такие теоретические конструкты, которые создали бы интегративную, а не эклектичную модель.

Базовые перинатальные матрицы
Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, Он вывел теорию перинатальных матриц. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.
1. Матрица наивности. Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование – не очень ясно. Скорее всего, для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода – т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше.
2. Матрица жертвы. Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а “выход” из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть компенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется патологическая. При плановом кесаревом сечении матрица сформироваться не может, при экстренном она формируется.
3. Матрица борьбы. Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.
4. Матрица свободы. Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по-разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.
Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).
Сам С. Гроф, занимаясь перинатальными матрицами, проводил опыты с использованием ЛСД на 5 тысячах человек. Он сравнивал разные типы галлюцинаций у этих людей с обстоятельствами их рождения. Кроме того, Гроф пытался установить связь базовых перинатальных матриц с теми психосоматическими заболеваниями (язвенная болезнь, гипертония, колит, нейродермит и т.п.), которыми испытуемые болели во взрослом возрасте. Сейчас для взрослых существуют методики прохождения и исправления своих матриц с помощью методик холотропного дыхания, т.е. дыхания с созданием управляемой гипоксии. Это довольно сложное мероприятие проводится только специалистами – психологами.
Пути передачи информации.
Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:
1. Традиционный – это через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.
2. Волновой - электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Также больной орган матери излучает “неправильные” волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже патологичным.
3. Водный - через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.
Электромагнитное поле беременной женщины работает в миллиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.
Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок также влияет на свою биологически неродную мать.
Проблема “нежеланных детей “, т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации – это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах. “Не желанность” – очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине – всегда по-разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей не желанности? Может быть, потом на не желанность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать.
Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это не более чем гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем-то верные.
Практические выводы.
Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.
Главное – это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится “мышечная радость”, которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.

Во внутриутробный период не только формируются анатомические органы и физиологические системы, начинается их функционирование, но также начинается и психическая (в том числе эмоциональная) жизнь еще неродившегося ребенка. Важным фактором всего последующего развития человека является перинатальная память, которая включает в себя воспоминания о прохождении беременности и родов. Уже в дородовый период жизни ребенка начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, которое основывается на информации, поступающей к ребенку от матери.
Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса получила подтверждение клиницистов. В связи с этим считается, что именно эмоциональные аспекты беременности могут стать предметом коррекционного и развивающего воздействия. Беременная женщина должна быть счастливой. Для этого необходимо создать ряд соответствующих психологических служб, главной целью которых будет помощь женщинам в подготовке к родам: это – ее положительное отношение к родоразрешению; восприятие родов как радостного события; полное подавление тревоги и страха; умение управлять собой и своими эмоциями и полное единение со своим еще не родившимся ребенком.
Именно этим занимается перинатальная психология, берущая начало из работ С.Грофа. И если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего дня должны начать осознанное движение в направлении оздоровления общества.
Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, признающего, что общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье каждого зачатого человека. Такое общественное мнение способствовало бы созданию зоны комфорта для будущей матери и максимальному устранению психотравмирующих раздражителей.
Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения, призванных уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.
Третьим аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на вопросы: каким образом информация (в первую очередь, эмоциональная) поступает от матери к ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению и профилактике ряда психологических проблем у будущих поколений людей.
Последнее редактирование: 10 года 4 мес. назад пользователем Abbato.
Спасибо сказали: veles5721, boris, devil, american, man, mason

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 года 4 мес. назад #77 от Abbato
Уважаемые участники, размещайте отзывы, пожалуйста ставьте лайки
Спасибо сказали: boris, american, man, сергеев, mason

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 года 3 мес. назад #81 от boris
Спасибо за статью. Но тема немного сложна для обычного человека.
Спасибо сказали: Abbato, devil, american, man, сергеев, mason, maslov

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 года 5 дн. назад #120 от Dron

boris пишет: Спасибо за статью. Но тема немного сложна для обычного человека.

Не просто сложная, но и утопичная.
Такое ощущение, что в скором времени беременных женщин заставят проходить всякие психологические тесты во время УЗИ, чтобы узнать психотип будущего малыша. Не могу понять цель таких исследований, что эти знания могут изменить? ;(
Спасибо сказали: veles5721

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 года 3 дн. назад #166 от veles5721
veles5721 ответил в теме Пре- и перинатальная психология
Наверное так и будет((((

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 9 мес. назад #480 от boris.altglaeubiger
boris.altglaeubiger ответил в теме Пре- и перинатальная психология
На самом деле сама идея о том, то что ребёнок начинает формироваться как личность ещё в утробе матери не нова и получает своё развитие. В некоторых странах даже возраст ребёнка начинают считать с момента зачатия, то есть он как бы проживает свой первый год жизни в животе женщины. Так что статья достаточно интересная и актуальная.

мечтатель
Спасибо сказали: veles5721

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум

 С удовольствием организуем Вам:

 

и любой сервис в такой замечательной стране как Австрия.

Ваш русский гид в Австрии ABCTPIA GID.
Наши контакты.

Мы в соц. сетях

registration

логотип австрия гид

   Яндекс.Метрика